(VIII в.)
Филолог, философ, знаток исламских наук.
Биография
Ахмад Югнаки родился в первой половине VIII в местности Югнак. Села под такими названиями были в пригородах Самарканда, Ферганской долины и на берегах Сырдарьи. Он был слеп от роду и всвязи с этим он уделял большое внимание изучению различных наук и в первую очередь зубрежке Коране. В юношеские годы его семья переехала в пригород Багдада, где он получал уроки у Абу Ханифы (699-767). Слава о том, что он был прилежным учеником и любимцем Абу Ханифы дошло до времен Алишера Навои. Вместе с ним учились знаменитые ученые периода ранней исламской культуры Абу Юсуф ал-Ансари (731-804) и Мухаммад аш-Шайбан (749-805).
Основные научные труды
Ахмад Югнаки является автором ряда трудов, но до нас дошел его единственный труд – дастан “Дары правд” (“Ҳибат ал-ҳақоиқ”), который состоит из 484 полустиший (мисра) состоит из 14 глав. Из дошедших до нас 3-х экземпляров данного труда, самым ранним является экземпляр, переписанный в 1444 г. в Самарканде каллиграфом Зайн ал-Абидин ибн Султонбахт ал-Джурджани ал-Хусайни по поручению Арслан ходжи Тархана, одного из влиятельных эмиров при Улугбеке. Второй экземпляр был переписан одним из талантливых катибов Шайхзодой Абдурраззаком, переехавшего в 1480 году в Стамбул. Данный экземпляр был обнаружен и изучен в 1914-1916 гг. турецким ученым Наджиб Асимом. На третьем экземпляре, переписанного арабской графикой, имеется печать турецкого султан Баязида II (1481 – 1512), т.е относится к концу XV – началу XVI века.
Вклад в мировую науку
В философии: в совершенстве овладев исламскими науками. Внес вклад в их развитие
В филологии: является крупным ученым своего времени в области стилистики.
В истории науки и культуры: способствовал возвышению науки и культуры тюркского народа в Маверауннахре и Хорасане. Огромно влияние его научных трудов на творчество великих ученых средневековья Махмуда Кашгари, Юсуфа Хос Хаджиба, Ахмада Яссави, творивших в XI-XII вв.
Мировое признание
Ахмад Югнаки является ученым, который жил и творил в преддверии развития наук IX в. и внес свою лепту в них. Его труд был изучен и высоко оценен в произведениях Алишера Навои и Арслан ходжи Тархана.
Американский ученый Франц Розенталь отмечал его эпоху временем начала торжества знания.